Честно говоря, впечатление двоякое. Книгу я не читала, и сравнивать мне не с чем, но так вообще не надо делать. В плане того, что те, кто книгу не читал, не будут поспевать за будущим смыслом, который старательно утаивается сценаристами ради создания мнимой интриги, которая на ладан дышит. Хоть это все и просматривается с первой серии, делать так вообще нехорошо. Это сериал, а не книга, он ограничен во времени и формате, и потому нужно все содержимое сериализовывать и структурировать. Тогда уж надо было снимать со спойлерами в каком-то виде или хотя бы как-то связывать вставки. Хотя бы потому, что до времени, когда все откроется и будет выглядеть органичным, многие тупо не досмотрят, бросив раньше. Что и произошло после пилота Богов. Со времени старта обсуждения проекта, все выглядело так, будто мы получим удивительный, необычный и визуально красивый проект о языческих богах древности в картине современной Америки. Но вышло «оставь надежду, всяк сюда входящий». Без обид, у меня желание разнести их в пух и клочья. Такое ощущение, что сценарий для сериала писал Локи, бог хаоса и обмана, тролль и шутник, который замазывал ластиком многие места сценария.)) В итоге я бы охарактеризовала весь сезон сериала как изматывающую, красивую и эффектную историю ни о чем. Именно ни о чем.
Итак, краткая идея, видимо, выглядит так. Есть боги, но эти боги ничто, если в них не верят, если им не поклоняются. Иначе они просто существуют, они все равно что мертвые. Полное забвение. Мифы, истории, легенды уже исчерпали себя и потеряны, а вместе с тем потеряна и власть над людьми. На смену старым богам приходят новые, теперь уже иные боги, которые хотят заставить людей поклоняться себе, убедить их в том, что надо именно так, и тогда ты получишь власть, тогда ты оживешь. И один из старых богов, Среда, собирается в долгий и далекий путь, выбирая себе в помощники, казалось бы, неприметного, но важного человека, Тень. Он относительно умен, относительно образован (нам это показали сразу), и почему-то мне кажется, что отсидел он вместе с колоритным ловким и пронырливым мошенником (жутко похожим на Локи), которого мы еще увидим, и мошенник этот будет иметь значение. И вот теперь на работе у Среды Тени предстоит стать чем-то вроде моста между мирами старых богов и новых, а также между мирами богов и людей. Очевидно, что древо, которое он видит в снах — это Иггдрасиль, который как будто переплетается с христианскими мотивами. Возможно, ему нужно это как-то объединить, сплести воедино. Замечательная идея, на самом деле. Наверное, «таков его замысел»)) Автора, в смысле. А вот теперь буду разносить в клочья то, что получилось.
Что будет, если собрать всех творцов визуала Ганнибала и дать им новый проект? Получится что-то вроде Ганнибала с лоботомией. То, что смотрелось визуально красиво в истории про интеллектуального психопата в его сюрреалистическом мире, здесь выглядит вычурно. И все настолько похоже в плане всего, что порой смотришь и задаешься вопросом, уж не Ганнибала ли ты смотришь. Я все понимаю, у каждого есть свой почерк и т д, но снимать вообще идентично нехорошо. Фуллер привнес сюда все свое — любование видами, яркими деталями, замедленные кадры льющейся воды, крови, обнаженные тела, кружащиеся и летящие лепестки цветов. Прекрасные изыски, которые и поругать язык не поворачивается. Прекрасна сцена игры в шашки с Чернобогом - это одна из самых красивых сцен за сериал. Стилистически она великолепна: выверенная, продуманная, превратившая такую простую, казалось бы, сцену, момент, в нечто завораживающее. Фуллер просто молодец. Визуально сериал красив, за исключением каких-то моментов передергивания, типа ведер крови, которые выглядят совсем уж перебором, а на крови тут явно не экономили настолько, что выглядит аж невразумительно. Тем не менее, визуал ругать тут не хочется, если не считать его поразительного просто до неприличия сходства с Ганнибалом.
Однако, сценарий и повествование сразу покатились куда-то не туда. Несомненно, нет ничего интереснее, чем встреча Тени со старыми и новыми богами. Особенно коллегами мистера Среды, и кого тут только нет — скандинавские, славянские, аравийские, арабские и все-все-все. Но их время ушло, люди нашли себе новых богов. И тем не менее, у каждого из этих богов тысячелетия истории, сколько о них можно рассказать. Их знания, их возможности, их способности, уходящие за пределы всего. Но мы не увидим и не услышим ничего. Вставки же в начале серий как будто понатыканы в случайном порядке, если их убрать, не изменится ничего. Повествование идет достаточно неровно, моментами как будто рвано, но все равно смотрится довольно увлекательно. Но первые три серии еще хороши, атас начинается потом, с 4. Спуск начинается с громким «уюху!», когда сериал просто обрушивается в яму истории Лоры Мун, которая теперь бывшая и мертвая жена нашего героя. И дальше, куда бы вы ни взглянули, куда бы вы ни дернулись, везде вы будете натыкаться на всевозможные подробности этой «занимательной» истории Лоры, которые уже через пару кажущихся нескончаемыми часов надоедают еще больше, чем порой ненужный пафос. И с этого момента самое большее, что волнует персонажей наших — это то, кто с кем когда переспал, и как кто кому с кем изменил. В добавок к довольно трешевым деталям ее нового существования, которые просто смакуются во всех подробностях так, будто сценарист получал от этого реальный кайф, наша героиня до кучи старается создать какой-то невероятно глубокий смысл из ничего путем поверхностного заумствования на разные философские темы, которые просто прут отовсюду, хоть затыкай пробкой — привет феминизм. Я не поверю, что в романе ей уделялась такая роль и столько времени. Ее сюжет по сравнению с войной богов вообще маловажен, но здесь на это уходят все остальные серии. И сцены начинают плясать: большую часть времени мы наблюдаем заумствования, а меньшую часть - собственно сюжет Среды и Тени. Таким образом сериал как будто сдвигается в сторону каких-то Ходячих Мертвецов, ей богу. Если бы в сценах с Лорой не было бы того Лепрекона, который скрашивал это, я бы завыла. Но эта удивительная бестолковость Лоры с умным видом полностью сбивает атмосферу и притесняет сюжет собственно богов, сводя его к минимуму, урезая его в пользу Ходячих. Пытаясь объять необъятное и всунуть сюда все, сценарий не может далеко уйти за пределы первых нескольких глав. Потому хронометраж очевидно сдвигается, и мы получаем какое-то рваное и бессмысленное повествование, которое сводится, такое ощущение к тому, чтобы зритель за восемь часов едва догадался о том, что ясно с первых 2 серий максимум. Что Среда есть Один. Но такое ощущение, что сценаристы смотрят на зрителей как на идиотов, которые ничего не поймут до тех самых пор, пока в самом финале эта «ужасная истина» не будет им подана со спецэфектами и присущим истории пафосом. Вот это вот 8 часов сериала и полный сезон. Итого первый сезон напоминает очень неспешное, скучное роуд-муви с путешествием героев из точки А в точку В с остановками в С, D и E, в которых, заезжая по дороге, они болтают, жрут и ничего практически не делают. Сюжет почти не двигается, а для повествования это просто катастрофа. И ладно бы еще боги скрашивали это, если бы их подали полными личностями. Но практически все они остаются какой-то красивой и изысканной мебелью, которая стоит тут просто чтобы стояла.
Стоит отметить, что актеры стараются. Актеры тут хороши, играют все, Стормаре я итак знаю и люблю, но тут они теряют много харизмы уже хотя бы потому, что по сути им нечего тут играть. Персонажи как каркасы. Пока мне больше всего понравился Лепрекон. Сцены с этим чувачком хоть разгоняют скуку. В переводе Кубиков вообще весело) Из того, что понравилось - это аутентичный Вотан (Один), принимающий облик старца и сеющий меж людьми раздор и войну. Шикарный Петер Стормаре в образе американского реднека (Славянского Чернобога). Хорош был Ананси просто в силу того, что он должен был шокировать, но его образ обратного расиста хорош. Медиа с Техноменом нашим заслуживают похвалу.) Богиню любви же добавили как будто только для того, чтобы потом сказать, что с сексом тут все в порядке. Дешевый прием. Как и секс с ифритом, который, уверена, высоко оценят мусульмане)) Вообще, такое ощущение, что образ богов писался шокирующим чисто ради того, чтобы быть шокирующим. Но при том, что богов нам показали по несколько минут каждого, зато пол сериала показывали Лору, образа ни одного из них составить не получится.
Так же меня все время преследовала мысль о том, что автор книги, который описывал богов, писал это с какой-то странной уверенностью в том, что боги древности — личности достойные)) Совершенно очевидно тут разделение на плохих якобы и хороших. Древние боги у нас тут с чего-то хорошие. Такое ощущение, что автор почитал о богах по верхам и с мыслью «вот в те времена травка была зеленее» начал писать сказ, очевидно идеализируя богов древности. И почему-то считая, что они чем-то лучше новых. Возьмем к примеру Пасху. Когда она фактически убила всю зелень в радиусе дофигиарда акров, лично мне не пришло в голову, что ей теперь надо помолиться. Мне пришло в голову, что ее надо убить, чтобы от одной белобрысой самодурки жизни и голод не зависели. А все боги древности были редкими самодурами и садистами, что как-то абсолютно упускает автор сценария Богов, делая из них просто какой-то «подарок человечеству», которое так непозволительно забыло свои корни, посмев выбрать новых богов, которые, в принципе, ничем не хуже и не лучше старых. Иными словами, при любом исходе войны люди вряд ли выиграют. Кстати, о богах и людях. На примере наших героев видно, насколько происходящие с ними чудеса для них обыденны. Я не видела ни одного достаточно яркого проявления удивления или шока. Такое ощущение, что для них это рутина. Воскресла? Ок, без проблем. Вызвал снег? Ну и что, ладно, ок, пошли теперь чайка попьем. После встречи с богами, стали сниться странные сны с Иггдрасилем? Да ну, нафиг, чего об этом задумываться-то, да? Это вообще вот что такое было?! И Тень, и Лора вообще не реагируют.
Американские Боги оставили после первого сезона одно впечатление — разочарование. Это полный сюр, треш, но в то же время жвачка в худшем ее проявлении. Эпизоды плохо структурированы, повествование неровное, вставки понатыканы чтобы были, секс ради секса. Книгу нужно было сериализовать. Выглядит уныло, и интереснее им могли бы помочь стать те самые боги, которых было едва-едва, а вот неинтереснее — мертвая жена, который было совсем-совсем. Такое ощущение, что хронометраж забивали всем подряд, чтобы собрать 8 часов. Само повествование при этом не продвинулось вообще. По сути, мы закончили на том же, на чем начали. Я осиливала сериал неделю, 8 несчастных серий, ожидая, что хоть под финал все изменится, ведь книгу так хвалят. Не изменилось. И проблема досматривания не в недостатке времени, а неудобоваримости показанного. Да, я не читала книгу, но это, знаете ли, не моя проблема, если смотреть на это объективно. Главная задача создателей и сценаристов состоит в том, чтобы экранизировать так, чтобы те, кто не читал книгу, не выпадали при просмотре, засыпая и отбрыкиваясь, чтобы показанное было интересно не только тем, кто смотрит ради того, чтоб увидеть то, что, как он знает, будет в будущем «и тогда пойдет экшОн». Здесь, совершенно очевидно, это не удалось. И потому хвалебные отзывы я читаю в абсолютном большинстве только от тех, кто фанат книги. Остальные, мягко говоря, в растерянности. Возможно, дальше и ответят на вопросы, обрисуют ситуацию и персонажей, ускорят действия, появится какая-то динамичность, но пока все плохо. И еще вопрос, стоит ли ждать этого «дальше». Неудивительно, что сериал получил такой низкий рейтинг.
Пожалуй, теперь я почитаю книгу, но вовсе не для того, чтобы понять косяки сериала, а просто потому, что книгу хвалят. Я решила не читать ее раньше, чтобы не портить впечатление, вдруг что, при просмотре. Но теперь портить уже нечего))