Как Тома Круза обвинили в провале перезапуска «Мумии»
В Variety опубликован материал, в котором звезда предстает в образе диктатора, раздающего указания на площадке. Но некоторые винят в ситуации Universal.
Кассовый провал «Мумии» в американском прокате больно ударил по амбициям компании, планировавшей запустить большой проект по освоению каталога классических хорроров, имеющегося в ее распоряжении. Причем для «Мумии» это не первая попытка переосмыслить оригинальную ленту 1932 года. Прошлая переросла в успешную трилогию с Бренданом Фрейзером.
Universal, согласно заявлениям сразу нескольких источников, дала Тому Крузу право решающего слова во многих вопросах, связанных с созданием этой картины, начиная со сценария и заканчивая постпродакшеном. Компания даже позволила своей звезде выбрать наиболее приемлемую дату релиза и влиять на маркетинговую кампанию. Однако когда пошли первые данные о разочаровывающих американских сборах (32 млн долларов в США за первый уик-энд) и многочисленных отрицательных рецензиях (Rotten Tomatoes — 15%), стало ясно, что надо искать виноватых. «Все пальцы тут же указали на Круза», — пишет Variety.
В чем обвиняют Тома Круза?
Мировая премьера «Мумии» прошла в кинотеатре AMC на Манхэттене. На сцене Том Круз выглядел очень довольным, когда стоял перед толпой приглашенных. «Всем привет», — сказал 54-летний актер. Он представил режиссера фильма Алекса Куртцмана и остальных актеров, сохранявших молчание, пока Круз произносил 10-минутную импровизированную речь. «Фильмы не снимаются в одиночку, — сказала звезда. — Это всегда командная работа».
Как считают источники, знакомые с процессом создания проекта, слова Круза звучали иронично. Звезда взяла под контроль буквально каждый аспект производства. «Перезапуск „Мумии“ должен был начать мегафраншизу для Universal Pictures. Вместо этого он стал хрестоматийным примером того, как кинозвезда может выйти из под контроля», — пишут авторы Variety.
По их словам, на съемочной площадке ничего не решалось без согласования с Крузом. Будто в подтверждение этого со сцены того же кинотеатра AMC актер сказал: «Я не просто делаю фильм. Я отдаю делу всего себя и от остальных жду того же».
Кинозвезды, пытающиеся воздействовать на производство фильма, — это не новое явление для Голливуда. В 1990-е и в начале 2000-х оно достигло невиданного размаха, после того как студии начали платить некоторым актерам (среди них Мэл Гибсон, Харрисон Форд, Джулия Робертс и Джим Керри) баснословные суммы, будучи в уверенности, что только одни их имена смогут завлечь публику в кинотеатры.
Помимо огромных гонораров, они получали большие привилегии и значительную долю от денег, заработанных картиной в прокате. С деньгами пришла и возможность накладывать вето на ключевые творческие решения. Сложившуюся систему уничтожили супергеройские фильмы и насыщенные визуальными эффектами блокбастеры. Миром стали править франшизы. Крупные звезды постепенно начали терять свою власть.
Том Круз лучше многих сумел приспособиться к сложившейся ситуации благодаря шпионской саге «Миссия: невыполнима». Однако такие его оригинальные ленты, как, например, «Рыцарь дня» или «Обливион», плохо прошли в американском прокате.
Когда он согласился сыграть в «Мумии», то к проекту уже был прикреплен режиссер Алекс Куртцман, с которым актер нашел общий язык еще во времена их сотрудничества над третьей «Миссией». До того Куртцман снял лишь малобюджетную драму «Люди как мы», но много работал над блокбастерами как сценарист.
По словам источников, Куртцман слишком долго пытался приспособиться к масштабам большого проекта, а обязанности режиссера часто исполнял Круз, ставивший экшен-сцены и руководивший происходящим на площадке. Еще на стадии подготовки к съемкам влияние актера проявлялось и в том, что он нанял переписывать сценарий «Мумии» двух своих близких соратников — Кристофера МакКуорри и Дилана Кассмана. Из «страшного летнего фильма» они сделали типичную картину с Томом Крузом.
В оригинальном сценарии экранное время между главным героем Ником Мортоном и Мумией (София Бутелла) делилось на равные части. В переписанном тексте приглашенные авторы роль Круза существенно увеличили, а также сочинили новые сцены, необходимые для того, чтобы добавить персонажу драматической глубины. Студийные топ-менеджеры не были в восторге от того, как развивается проект, но предпочли согласиться с видением звезды.
На стадии монтажа Круз позвал в проект давнего знакомого Эндрю Мондшейна. В титрах в этой должности также значатся имена Джины и Пола Хирш, будто бы не имевших отношения к финальному варианту, но нанятых Куртцманом и студией. Круз якобы постоянно сидел в монтажной вместе с Мондшейном. Никто не берется сказать, улучшил ли Круз картину, которая с самого начала была проблемной, или действительно превратил многообещающий проект в рекламный ролик имени самого себя. Однако все опрошенные Variety сходятся во мнении, что версия, которую собрал актер, уже тогда не производила большого впечатления.
Кто-то верит, что у Круза просто не было другого выбора, кроме как отстаивать свою точку зрения. Учитывая неопытность Куртцмана в управлении большими проектами, Круз, который всю жизнь работает над крупными и сложными экшен-фильмами, вынужден был либо взять ответственность на себя, либо просто смотреть на то, как производство «Мумии» отстает от графика.
«Это фильм, состоящий из двух половин — до Тома и после него. Я слышал разные истории о том, как он заправляет всем, что происходит на площадке, и часто давит [на людей], но мне работалось с ним великолепно, — комментирует ситуацию ведущий художник-постановщик «Мумии» Фрэнк Уолш. — Он отличный кинематографист и прекрасно знает свое ремесло. Он действительно может зайти на площадку и дать наставления режиссеру, посоветовать оператору поменять линзы, спросить о декорациях. Пока вы не лажаете, то работать с ним очень легко».
Есть ли люди, вставшие на сторону актера?
В мире «Мумия» показала лучший старт для фильмов с Томом Крузом, превзойдя даже пятую «Миссия: невыполнима». Но в американском прокате дела обстояли иначе.
Студия оперативно отреагировала на обвинения, выдвинутые в статье, и выпустила официальное опровержение: «Том к каждому проекту подходит с такой ответственностью и самоотдачей, которые сегодня невозможно превзойти в нашем бизнесе. [Во время создания „Мумии“] он был настоящим членом команды и творческим соратником, и его задача в любом проекте, над которым он работает, в том, чтобы дать аудитории настоящий кинематографический опыт на большом экране».
«Он никогда не делал чего-то, если я его об этом не попросил», — еще раньше говорил Алекс Куртцман в интервью изданию The Business Insider. — Он невероятно дотошный и всезнающий. Когда Том появляется на площадке, то всегда понимает, что происходит вокруг, и это огромное преимущество, когда вы снимаете такой большой фильм, где очень многим приходится управлять. Было здорово использовать его фундаментальные знания [о кинопроизводстве]».
Из этих слов, которые были сказаны, до того как история просочилась в прессу, можно сделать вывод, что, кажется, в Variety неверно интерпретировали происходившее на площадке и восприняли творческую взаимопомощь как авторитарное управление всем процессом. И, возможно, влияние Тома Круза на голливудские студии сильно переоценено. Семь лет назад судьба четвертой ленты из эпопеи «Миссия: невыполнима» зависела от того, сколько бы заработал за пределами США «Рыцарь дня», а «Джек Ричер» добирал недостающие деньги, необходимые для того, чтобы Paramount запустила в разработку сиквел, на азиатских территориях. В обоих случаях решающее слово было за студиями, но никак не за ведущим актером.
Автор W Magazine Кайл Манценридер считает, что даже если и Круз взял на себя слишком большую творческую ответственность, то вина в любом случае лежит на Universal: «Давайте не будем притворяться, что это все идея лишь Тома Круза. Задумка перезапустить „Мумию“ через 10 лет после финальной части трилогии с Бренданом Фрейзером и построить вокруг этого амбициозную и мегадорогую франшизу существовала и до того, как на нее подписался Круз».
С ним согласна редактор сайта Den of Geek Кейти Бёрт: «Что-то мне подсказывает, что Том Круз еще встанет на ноги после „Мумии“. Особенно учитывая то, что, строго говоря, фильм не был [полной] кассовой неудачей. Но грустно видеть, как Universal неловко пытается запустить их [давно] запланированную вымышленную вселенную. И она не вся построена на Томе Крузе. Независимо от того, повлиял ли его творческий контроль на провал фильма или нет, но ведь именно Universal пригласила его в проект и дала такой творческий контроль. Люди из студии втянули кинозвезду в битву [за зрителя], которая теперь построена не только на том, чтобы просто лишь увидеть вашего любимого актера на экране. Этого больше недостаточно, если тот фильм, в котором задействованы звезды, не так уж хорош».
Сам Том Круз ситуацию никак не прокомментировал.
Почему «Мумия» так важна для Universal?
С 2013-го студией руководит Донна Лэнгли, на какой-то момент сделавшая Universal главной кинокомпанией планеты. Даже после сногсшибательных успехов «Мира юрского периода» и седьмого «Форсажа» корпорация по-прежнему привлекает к себе внимание не только новыми частями проверенных франшиз, но и небольшими проектами, такими как «Сплит» и «Прочь».
В 2017-м Universal хотела опробовать схему, давно и успешно используемую Disney, которая регулярно выпускает фильмы, основанные на своем классическом каталоге. И даже эпизодические провалы вроде «Алисы в Зазеркалье» меркнут по сравнению с той выручкой, которую приносят «Красавица и чудовище».
У Universal тоже есть своя классическая коллекция. Это выдающаяся серия хорроров, посвященных таким персонажам, как Франкенштейн, Дракула, Человек-волк и Человек-невидимка. Именно ее было решено переосмыслить для нового поколения в рамках франшизы «Темная вселенная».
Запускать франшизу должен был «Дракула» с Люком Эвансом, вышедший три года назад. Разгромные рецензии и кассовый провал в США вынудили Universal сдвинуть официальный старт на «Мумию» с Томом Крузом, которая, казалось бы, не должна дать осечки.
Незадолго до премьеры фильма маркетинговый отдел студии распространил фотографию, на которой можно было видеть других звезд намечающейся долгоиграющей франшизы. Помимо Круза, на снимке запечатлены Джонни Депп (он сыграет Человека-невидимку), Хавьер Бардем (будущий Франкенштейн), а также звезды «Мумии» Рассел Кроу (доктор Генри Джекил) и София Бутелла. Снимок не произвел большого впечатления на интернет-аудиторию.
Теперь очевидно, что, возможно, собрать столь звездную команду для «Темной вселенной» — это не такая уж хорошая идея, чреватая новыми кассовыми фиаско. «Большие имена, которые раньше управляли Голливудом, теряют любовь аудитории», — констатируют авторы Variety.
Примерные убытки, которые понесет студия после проката «Мумии», оценены в 95 млн долларов.