Интервью Марка. The Sunday Times
читать дальшеМарк Гэтисс – верховный жрец тьмы, который захватил власть над британским телевидением. Куда бы вы ни посмотрели во время рождественских праздников – вы увидите его притаившимся в тени самых популярных программ: он пишет, играет, режиссирует.
Он – тот человек, который заставил нацию застыть в напряжении на два года, ожидая ответа на вопрос, как Шерлок Холмс Бенедикта Камбербэтча пережил свое падение с крыши госпиталя Сент-Бартоломью. Тайна будет раскрыта в новогодний день, когда серия, написанная Гэтиссом, откроет, что же случилось. Он также возобновит исполнение роли брата Шерлока, Майкрофта, который имеет потрясающее сходство с другим принцем тьмы – Питером Мандельсоном.
Назвать возвращение сериала BBC, превратившегося в глобальный феномен, ожидаемым с нетерпением, - значит сильно преуменьшить. Фанаты захлебывались слюной, забрасывали их вопросами и требовали возвращения безудержного броманса Камбербэтча и Мартина Фримана на свои экраны прямо здесь и сейчас.
Успех Шерлока застал Гэтисса (произносится «Гейт-исс») врасплох. «Я горжусь им, но я не имел понятия, во что он превратится», - говорит он. «Он сделал Бенедикта звездой за один вечер. Предполагается, что такие вещи больше не происходят».
Почему создание третьего сезона заняло так много времени? «Взяв на роли Мартина и Бенедикта, мы случайно взяли на роли двух из самых востребованных актеров планеты. Но с этим связаны и определенные проблемы – расписания у всех неимоверно плотные», - говорит он.
«На самом деле, не прошло так уж много времени. Чувство времени у людей довольно смутное. Меня забросали твитами с вопросами «как вы могли заставить нас ждать 3,5 года?», когда прошло всего два».
Камбербэтч и Фриман не единственные люди с плотным расписанием. Рождественский день должен быть заполнен праздничной чепухой, но в этом году на BBC2 показали два жутких фильма Гэтисса: историю о приведениях – «Трактат Миддот», - и документалку об авторе этого рассказа, М.Р.Джеймсе; плюс документальный фильм про сериал «Доктор Кто», «Приключение в пространстве и времени».
Помимо всего телевизионного Гэтисс в данный момент участвует в постановке Шекспира в Donmar Warehouse в Лондоне. Я встретился с ним в баре театра, незадолго до того, как ему нужно будет выйти на сцену, чтобы сыграть Менения, римского политика, с Кориоланом Тома Хиддлстона, роль, которую он описывает как сравнимую с тем, чтобы быть «Джеффри Хоу для Тэтчер-Кориолана». Я замечаю, что, как правило, интервью требует как минимум одной актуальной темы, но в его случае я избалован выбором. «У меня много обличий», - смеется он.
Когда его волосы укорочены на военный манер для спектакля, Гэтисс начинает выглядеть на свои 47 лет, но сохраняет манеры энергичного актера. Его поведение лучше всего описывает образ актерского палаточного лагеря на севере после наступления темноты. Он полон веселых историй, его губы улыбаются, но глаза не перестают наблюдать за тобой.
Как ему удалось похитить рождественское телевизионное расписание? «Я купил его», - отвечает он с очередным зловещим смешком, протягивая руку, чтобы практически погладить меня по щеке, иллюстрируя свои слова.
«Если серьезно, это то, над чем я работал весь год. Я не контролирую расписания, только когда я увидел Radio Times, я подумал: оооо, только посмотрите на это, какое удачное стечение обстоятельств». Одной из причин его праздничного настроения является то, что вместе со своим соавтором Стивеном Моффатом Гэтисс возобновляет работу над такими национальными достояниями как «Доктор Кто» и «Шерлок». «Я беру их и вцепляюсь мертвой хваткой», - говорит он.
Может Гэтисс и наслаждается работой с одними из самых любимых в Британии выдуманных персонажей, но он не хочет, чтобы к нему приклеивали ярлык «вторичной переработки». Часть его тоскует по ранним дням своей карьеры, когда он был частью собранного в театральном училище квартета, который создал для BBC2 комедию «Лига Джентльменов». Шоу приобрело статус культовой классики и стало для него настоящим прорывом. «Меня часто спрашивают, «что вы собираетесь вернуть в следующий раз?», и я вздрагиваю», говорит он.
«Шерлок и Доктор Кто великолепны, но оба эти сериала являются очень успешными перезапусками. Самые большие трудности испытываешь, пытаясь заставить «взлететь» что-то новое.
«Что бы мне действительно хотелось сделать – нечто новое, что бы заставило людей испытывать ностальгию через 30 лет. Это сложно, существует огромное давление, чтобы придерживаться тех брендов, с которыми люди уже знакомы».
В следующем году ожидается крупный (слишком крупный, чтобы его называть) оригинальный проект, и, к тому же, он появится в камео фэнтези-сериала «Игра Престолов» в роли банкира – потому что «все были в «Игре Престолов»».
Будь то далеки, убийцы с кровоточащими носами в Ройстон Вейси, хохочущий Мориарти или рождественская история о приведениях, сквозь работы Гэтисса проходит явная нить темноты. Откуда это берется?
С детства он жадно поглощал все, что связано со сверхъестественным. В Седжфилде, графство Дарем, он жил напротив психиатрической больницы, в которой работали его родители.
«Я рос, думая, что это совершенно нормально и естественно, но ни один из моих друзей даже бы не прошел мимо нее, потому что они боялись», - говорит он. «Это определенно оставило свой след. Все вокруг имело на себе налет настоящей английской готики, который питал мое детское воображение. Я всегда любил жуткое, таковы особенности моего восприятия».
Что же он делает в свое свободное время – темномагические жертвоприношения коз? Языческие ритуалы тройной луны? «Я рисую», - говорит он. Какое разочарование. Никаких других пороков? «Кофе, думаю». Хмммм. Совершенно определенно, под личиной Гэтисса происходит что-то куда более темное, но оно слишком хорошо защищено его актерским обаянием и опытом.
Самое большее, что он готов признать – что он построил мансарду в своем доме в Излингтоне, который он делит со своим партнером, актером Иеном Халлардом. Это готическая берлога писателя, о которой он «всегда мечтал».
Настолько же хорошо скрыт сюжет Шерлока, который стал предметом бесконечных спекуляций в интернете. Чего нам ожидать? В оригинальном рассказе за то, что он инсценировал собственную смерть, Ватсон прощает Холмса практически сразу. «Мы со Стивом [Моффатом] всегда думали, что в этом должно быть что-то большее», говорит Гэтисс. «На самом деле, Ватсон, должно быть, разбил ему лицо».
Под контролем Моффата и Гэтисса в дружбе между Холмсом и Ватсоном стало больше раздражения, чем в оригинальных книгах Артура Конан Дойла.
«Дружба – ключевой момент в непрекращающемся успехе рассказов, но это не дружба без проблем. Шерлок ранит его», - говорит Гэтисс.
Более зловещим является и персонаж самого Гэтисса, Майкрофт. Его безэмоциональное могущество является сильным контрастом с типичным эксцентричным джентльменом, которым представил роль Стивен Фрай в последнем фильме Гая Ричи о Шерлоке Холмсе.
«Майкрофт похож на Джеймса Бонда», говорит Гэтисс.
«Он удовлетворяет нашу общую потребность в вере в то, что кто-то контролирует ситуацию, когда как на самом деле, такого человека нет. Мы живем в ревущей пустоте хаоса».
Но даже ревущей пустоте хаоса нужны успешные телевизионные шоу. И тут появляется Гэтисс.