TheFurry



Культовый сериал. Вот действительно во всем культовый. И настолько значительный, что рядом с ним тот же «Клан Сопрано» выглядит простым мылом по содержанию. «Прослушка» стала историческим явлением для тв, ведь это было первое в истории тв шоу, которое сломало рамки сериального телевидения того времени. Казалось бы, сериал о борьбе полиции и наркомафии, подобных котором кучи, но с «Прослушкой» и близко никто не встанет. Не нужен ни огромный бюджет, ни залихватские спецэффекты, ни компьютерные драконы. Это произведение искусства удерживает зрителя куда более сложным способом — глубоко продуманным сюжетом, реалистичными и прорисованными неоднозначными и сложными персонажами, потрясающе реалистичным и многомерным миром. Это как раз то, чем большинство похвастать не может и тем более не могло в то время. Во времена появления «Прослушки» жанр сериалов представлял собой, так скажем, легкое видео без напряга для мозга, чтобы не приходилось задумываться и вообще напрягать мозг при просмотре. Потому там был соответствующий контент. Пока НВО не решили рискнуть и дать зеленый свет проекту Дэвида Саймона и Эда Бернса.


«Прослушка» не содержит в себе того, что считается признаками «особо успешного» сериала: здесь нет звездных имен, актеры не выглядят как модели, нет обнаженки, нет кровь-кишки, драконы не летают, нет также зрелищных экшновых погонь или профессионально поставленных красивых драк.

Сериал мало номинировался, ни одного Золотого Глобуса не получил. По реакции критиков на время показал он проигрывает и «Сопрано», и сериалу Соркина про политиков «Западное крыло», который получил около 30 премий и 2 Глобуса. Тем не менее, несмотря ни на что, именно «Прослушка» является культовой и до сих пор держит верх как величайший сериал в истории современного телевидения.

Сейчас сложно представить, но когда «Прослушка» шла по тв, этот сериал не считался успешным, имел невысокие рейтинги и проигрывал вчистую аудитории и отзывам критиков того же Сопрано, шедшему на том же НВО. Если первые сезоны еще как-то держались, то последующие сезоны существовали за счет упорства канала и стараний сценаристов, которые боролись за каждый новый сезон. Канал же продлевал сериал просто ради репутации. Успех же «Прослушка» получила уже после своего окончания, когда вышла на носителях, позволяя зрителям уйти от формата серия в неделю. Сюжет шоу был слишком сложным и многомерным, чтобы можно было смотреть это по часу в неделю. И вот тогда сериал стал не просто успешным, но культовым. И тогда это пришлось признать уже всем, а само шоу стало тем, что повлияло на весь мир телевидения. Именно благодаря «Прослушке» сериалы превратились из ничего не значащего мыла в достойные произведения, которые сегодня уже даже почти не уступают фильмам. А все это началось именно с «Прослушки». Причины же такой оценки в первое время критиками были достаточно просты. Как потом говорили многие, зеркало к лицам критиков поднесли слишком близко)) Очень удобно жить в каком-то мирке, где все поделено на плохое и хорошее. Но очень сложно заглянуть за пределы этого мирка. Такой красивый город Балтимор имеет такую изнаночную сторону(и не только Балтимор, это касается и многих других городов), о которой предпочитают умалчивать, ведь именно изнанка покажет, что из себя представляет на самом деле эта система. И как эта система ведет себя по отношению к тем, кто этой системе неугоден, кто в нее не вписывается. И что так относятся к этим неугодным и сами граждане. И очень неприятно взглянуть в зеркало, где нет красивой обертки. Вот и критикам было неприятно. Всегда неприятно, когда тебя, такого вот моралиста, как котенка... Очень неприятно.)

Телевизионные сериалы того времени воспринимались единым образом — как что-то полностью развлекательное, веселое или слезливое, но определенно не требующее внимания. После рабочего дня люди приходили домой и включали это что-то «лишь бы что-то шло». Наверное, мир сериалов тех годов можно назвать «развлекательным кинематографом», ведь больше он ничего в себе не нес, служа просто развлечением, которое и близко не подавало никакой мысли, а уж о том, чтобы видео поднимало какие-то сложные вопросы, даже речи идти не могло. Такой задачи в принципе перед тв не стояло. Тогда «смыслом» занимались только фильмы будь то артхаусные или просто массовые. Массовые при этом, если и подавали какую-то мысль, то обязательно оборачивали ее в яркую хрустящую упаковку, где сама мысль шла фоном. Собственно эта традиция сохранилась в кино и по сей день) «Прослушка» стала первым сериалом в истории телевидения, который нарушил устоявшуюся традицию, выйдя далеко за рамки дозволенного, так сказать, телевидению. Во-первых, этот сериал был удивительно серьезен и говорил о самых серьезных вещах, поднимая крайне неприятные для большинства темы — наркотики, нищета, преступность и место этой сферы в жизни общества и системы в целом. Во-вторых, он был крайне реалистичным. К примеру, нет в нем ни капли того, что любили и любят показывать в подобных процедуралах: мир, где все красиво одеты, у простых работяг часы за пол лимона и машина за 3, огромный дом, а женщины, включая женщин-полицейских, выглядят так, будто их только вчера набрали с подиума, и они все с маникюром, укладкой, прической. Вот создатели «Прослушки» в здравом уме и трезвой памяти полностью и сознательно отказались от этого элемента в сторону реализма. Настоящего реализма, а не того фальшивого, которым сейчас прикрывают либо совсем эстетику, либо желание показать совсем уж грязь. «Прослушка» показывает жизнь. Для большей наглядности создатели сделали рискованный в то время шаг — они набрали большинство черных актеров, многие из которых вообще не были не то что профессиональными, но даже просто актерами. К примеру, в касте есть и те, кто действительно занимался наркоторговлей. С ними еще и консультировались. А играли они, по сути, самих себя.

Автор сценария Дэвид Саймон считается одним из лучших живущих сценаристов,
и он полностью заслужил это звание. Он является бывшим криминальных журналистом. Его друг Эд Бернс был следователем в убойном отделе. Потому эти ребята понимали, о чем писали, и этот мир знали на зубок. Это было тем, что окружало их в действительности во время их работы. Они видели изнанку красивого города, и именно эту страшную сторону и показали. «Прослушку» в свое время ругали за то, что она показывала только изнанку и людей, которые там существовали. Вроде как показывали только черную сторону Балтимора, хотя есть и светлая, искусственно зачерняли. Обвиняли в нелюбви именно к городу) На мой взгляд, это в корне неверно. «Прослушка» как будто и есть песня о любви к городу, ведь даже откровенно темные моменты сняты так, что нет ни отвращения, ни негатива. Весь сериал как будто признание в любви к городу, но никак не критика или очернение. Авторы определенно любят этот город и даже эту его изнаночную сторону.

Сюжет сериала звучит предельно просто. Если собрать в одно предложение или фразу, то выйдет что-то вроде «борьбы полиции против наркобизнеса и их попытки собрать прослушкой доказательства, которых будет достаточно, чтобы хоть немного очистить улицы и посадить тех, кто этим заправляет». Но на деле сюжет предельно сложен. Мир «Прослушки» еще сложнее. Здесь не создается какая-то альтернативная Вселенная, здесь вообще нет выдуманного мира. Все улицы, даже магазины, действительно существовали на время съемок. Зрители, если говорить о жителях Балтимора, живут с персонажами на одних улицах, ходят в те же кафе и магазины, едят в тех же забегаловках, а интересуют их одни и те же проблемы, знакомые всем в Балтиморе и не только, тут можно взять любой более или менее крупный город. Зритель с персонажами принадлежат одному миру, и для «Прослушки» это важно, это определяет многое. И как это бывает и в реальности, мир этот очень далек от совершенства. Но Саймон тут просто бьет в лоб, показывая в течение сезонов, насколько же этот мир несовершенен, и что из себя представляет эта система в принципе. Хотя сериал и начинается относительно похоже на многие другие в плане того, что нам показывают идеалистов-полицейских и циников и лицемеров, окружающих их, по мере повествования, из сезона в сезон, когда действие перемещается из самых бедных кварталов, идет в ближайший порт, потом — в политику, а потом и в местную газету, мы понимаем простой вывод на примере хотя бы просто наркомафии — ее нельзя победить вовсе не потому, что никто не хочет, и не потому, что нельзя всех наркоторговцев пересажать. Ее нельзя победить с помощью системы потому, что это составляющая системы, система сама это и создает. И это никуда не денется, пока не изменится система, чего в «Прослушке» не происходит, как и в реальном, в общем-то, мире. На место каждого ушедшего придет кто-то еще хуже, чем был до этого, еще более жестокий, чем был предыдущий, еще более голодный. И это будет человек, рожденный в этой самой системе. А за ним еще один и еще. В этом плане сериал достаточно депрессивен, в нем прослеживается постоянная нотка безысходности. Здесь нет ни абсолютно хороших, ни абсолютно плохих — это легко прослеживается по сюжетам. И, конечно, изображение системы, как она есть. Чтобы быть хорошим и примерным гражданином, ты должен быть частью системы, но опять же, если ты становишься частью системы, то приходится стать грязненьким, а уж насколько грязненьким можно быть, каждый решает для себя сам. Как это показано на примере политика Каркетти, все начинается с компромисса с самом собой. А уж дальше.. И казалось бы, при такой безысходности и бессмысленности борьбы можно просто сесть и сложить лапки. Но мораль Саймона в другом — все равно, несмотря ни на что, надо продолжать бороться, идя мелкими шажками, но не сдаваться. Только так еще можно что-то удержать.

«Прослушка» захватывает своими героями, где каждый является отдельной личностью. Здесь нет ни картона, ни карикатур, только люди. Все персонажи прекрасны, и все они запоминаются, но написать о каждом просто не хватит сил. И среди многочисленных персонажей я для себя выделила нескольких.

Во-первых, это, конечно, детектив Джимми, мать его, Макналти)
С ним мы начинаем и на нем мы заканчиваем. Я всегда относилась к нему как к самому главному герою, хотя этот мужик не только герой, но еще и мудак. За пять сезонов сериала это будет показано со всех сторон. Сценарист не делает его ни идеальной личностью, ни неудачником. Персонаж Джимми понять легко по большей части. Только вот в 5 сезоне я офигивала от его идеи создать серийного убийцу из нифига.
Джимми же в 1 сезоне предстает идеалистичным детективом из отдела убийств, который готов пахать как проклятый ради справедливости. Уж в чем, а в лености его не обвинить. Он прекрасный детектив. Джимми со всеми его недостатками кажется чем-то «белым» на фоне его «черного» начальства, которое больше интересуется статистикой и показателями эффективности, чем самой работой. К слову, полицейская работа тут показана безупречно. Люди, которые писали это, явно разбирались в процедурах и в том, что позволено, а что нет. В сериале нет ни одной сцены аля Касл, потому что за поведение аля Касл вылететь можно на раз-два и без пенсии. Здесь придраться не к чему, и взято все это из реальности. Как и образы других полицейских, с которыми Джимми пришлось работать что в прослушке, что в убойном. Да и сам Макналти вписывается в окружающую среду своим мудачеством. Антигероем его назвать тоже нельзя, он просто не нравится определенным людям. Например, начальству, ведь Джимми показатели беспокоят не так, как его начальника Роуза.
Какой бы Роуз ни был показан свиньей в начале, считать его отрицательным нельзя тоже. Как нам покажут потом, когда перейдут в политику, Роуз - такая же пешка системы, и у него есть свое начальство, которое заинтересовано в других показателях, и Роуз еще пытается отстаивать хотя бы костяк полицейской работы. Просто у каждого в системе есть свое место и своя роль. Если кто-то сумеет вписаться, то пойдет наверх(если потянет). Сериал показывает, что тянут далеко не все. Еще из полицейских можно выделить двух сначала недоумков из нарко отдела
и собственно мастера прослушки.
Каждый из них пройдет свой долгий путь, чтобы стать тем, кем он станет, или чтобы остаться прежним, что в системе очень тяжело сделать. Хотя я сначала смотрела на поступки двух недоумков иронично, ведь как можно так тупо себя повести, все равно приходилось признать, что они просто люди, и да, они так себя ведут) Но после долгих 5 сезонов это уже другие личности. Это из полиции.

Среди преступников безусловно лидирует Стрингер Белл, которого сыграл Идрис Эльба.
Собственно эта роль и сделала его настоящей звездой. Как собственно роли в «Прослушке» сделали звездами и всех остальных, но некоторым удалось особенно. Это Идрис Эльба и Эйдан Гиллен, но о втором позже. Эльба тут играет преступника, образ которого идет наперекор клише о дворовых торговцах. Пусть Стринг и вырос в бедных кварталах и с наркотиками знаком с детства, его целью было не оставаться на том же уровне. И потому вместо поддержания той же системы наркотороговли он создал новую, а сам в свободное от «работы» время ходил на экономические курсы и получал экономическое образование, изучал принципы повышения эффективности. Его герой действительно нетипичен и заслуживает внимания. Стрингер выступал за саморазвитие и в какой-то момент превзошел остальных, почти вырвался. Но в сериале превосходство играет далеко не всегда положительную роль, это и произошло со Стрингом. Он очень сложный и неожиданный персонаж.
Эйван Барксдейл, с которого мы собственно и начинаем знакомство с верхами наркомира, тоже интересная личность. Не сказать, что он в чем-то особенный, но он такой...настоящий, и это подкупает. Можно рассказать и о других боссах, но опять же..

Ну а где-то между полицией и боссами наркомира тоже есть жизнь и тоже есть люди. Это Ди Анджело, который пытался жить в мире, в котором не жить не мог. И Омар, который являлся для многих любимым персонажем.
Вор, убийца и жестокий человек, но с другой стороной — трогательный гей и заботливый друг. Омар действительно замечательная личность при всем том писце, в котором жил.


Ну и потом с 3 сезона нас переносят в политику. Совет, Мэрия. Я вообще люблю политику, а с такой подачей... Погружение в грязный, но неизбежный мир политики нам показывают на примере Томми Каркетти, которого сыграл Эйдан Гиллен, молодого политика, у которого еще есть какая-то вера в то, что что-то можно сделать.
Вообще, большинство описывающих Каркетти сходятся на том, что его образ — это образ падения неплохого человека, подстраивающегося под систему. Лично я такого там не увидела, и не в том плане, что он зайчик, а как раз в том, что зачем говорить об изменениях на примере чего-то, что итак существовало до этих самых «изменений»?) Каркетти с самого начала был показан как честолюбивый политик-карьерист, который уже со старта своей компании на избрание готов был пройти по головам всех, включая друзей, что и сделал. И после этого говорить, ой, он был хорошим, но система его испортила? Да было бы что портить, честное слово)) Единственное, что изменилось в Каркетти за время его пути наверх, так это отодвинулись границы компромисса с самим собой, о которых я писала ранее в обзоре. Вот в этом он шагнул, да, но в остальном Томми все тот же хитромордый Томми. Вообще мир политики в «Прослушке» прекрасен.
Конечно, с российской действительностью это не сравнить — у нас это вообще беспредел, где все блатные, и репутация ничего не стоит, а на избирателей насрать и во время избирательных компаний. Но посмотреть на этот мир американской политики было чрезвычайно интересно. Некий новый уровень треша. Сначала нам показывали нижний уровень — полицейских, которых песочило начальство отдела, потом как начальство отдела песочило его начальство, а теперь при политической составляющей нам красочно изобразили, как начальники по оперативке и прочему идут в Совет Города, и там их буквально ставят раком умники из мэрии. Мэр просит подогнать статистику, а какой-нибудь хитрый козел из Совета, вроде Каркетти, вычитывает в статистике нестыковки и вытаскивает это прямо на совете на свет божий. И вот с одной стороны Совет говорит дело, с другой — мэру нужна статистика, а наши начальники по оперативке стоят и обтекают. А бежать некуда. Отношения с Советом и мэрией тоже просто песня про то, кто кого нагнет и как пошлет. Но зато с виду все прилично и политически, мать ее, корректно. Этот маленький грязный мир политики с их «чашами дерьма» про которые позапрошлый мэр рассказывал Томми,
“Let me tell you a story, Tommy. The first day I became mayor, they sit me down at the desk: big chair, dark wood, lots of beautiful things. I’m thinking, how much better can it get? There’s a knock at the door, in the corner of the room, and Pete comes walking in, carrying this gorgeous sieve, silver bowl, hand-chased—it was this big. It’s from the unions, he says. So I think it’s a present, something to commemorate my first day as mayor … he walks over, puts it on the desk; I look down at it … it’s disgusting. I say, What the hell is this? he said, What the hell’s it look like? I said, it looks like shit—what do you want me to do with it? He says, eat it … Eat it? He says, Yeah, you’re the mayor. You gotta eat it. So okay, it was my first day; Pete knows more than I do … So I go at it. And just when I finish, there’s a knock on the door, and in walks Pete carrying another silver bowl. And this one from the blacks. This too? And he nods. I start eating, and when I’m finished, there’s another knock and another bowl. This one’s from the Polacks. Then after that, one from the ministers… And you know what, Tommy? That’s what it is. You’re sitting eating shit all day long. Day after day, year after year. When I realized that, I decided being a downtown lawyer and seeing my family every night made for a fine life.”
и которые Томми потом хлебнул сам сполна («Если я соглашусь с профсоюзами, то потеряю доверие полиции. Если я соглашусь на предложение полиции, то оставшиеся 2 года буду стоять раком перед профсоюзами. Мммм, моя первая чаша дерьма! Вкусняшка!»), лично мне был даже более интересен, чем просто мир полицейских. Это все-таки уже другой уровень. Избирательная компания на костях, где ты вроде незаметно, но старательно заливаешь говном оппонента - просто традиционная картина для выборов в Штатах. Зато так можно быть уверенными, что победил действительно лучший мерзавец) И пусть он, как и все остальные, почти ничего не будет делать на своем посту, чтобы изменить ситуацию, как это и вышло с Томми, по крайней мере он будет достаточно хитрым, умным и бессовестным, чтобы сделать вид, что чем-то дельным занят)
Например, предыдущий мэр усиленно делал вид, что у него нет дыр в бюджете. А вот последующий мэр как-то сразу увидел там брешь в 50 миллионов на одно только образование, и как и чем затыкать эту дыру, вопрос интересный. Вроде, идешь, строя компанию на правосудии и реформе полиции ради эффективности, а когда доходит до дела, ты понимаешь, что хоть ты разбейся, но сделать этого не можешь. Можно, конечно, нагнуться перед губернатором ради финансирования, который на публичном унижении тебя потом построит свою избирательную компанию(ничего личного — просто политика), но твоя карьера тогда закончится на дооолгое время. А если деньги не брать, то придется урезать все, включая «реформу полиции». Полиция, конечно, будет еще менее эффективна и менее довольна, но что прикажете делать? Уволить тысячи учителей и закрыть школы? Так работает система.
Но вершиной политического б*ядства несомненно является 5 сезон с его «особо серийным убийцей». И дело даже не в том, что у мудака Макналти хватило безумия на такое пойти ради эффективности работы, а в том, как все это проводилось политически, и как это покрывалось потом стараниями нового мэра, а потом и губернатора Томми Каркетти. Все враги собрались в одну кучу, чтобы прикрыть это дело так, чтобы подкопаться было не к чему. Но в принципе, понять ситуацию можно. Что надо было делать мэру? Вытаскивать такой вот треш на потребу публики, публично пожурить и наказать виновных? Это нереальная перспектива. Было бы грустно, если бы не было так смешно за этим наблюдать. Так что, может, я выскажу в очередной раз непопулярное мнение, но политическая составляющая в «Прослушке» — это просто огонь во всех смыслах) И вот теперь Томми пойдет в губернаторский мир. Эх, жаль про это сериал не сняли. А ведь там уже новый левел с новыми проблемами, перед которыми мэрия просто блекнет. Причем, каких-то сверхъестественных талантов или невероятного ума это не требует. Я вообще не понимаю сравнений ролей Эйдана в частности Каркетти и Пересмешника. Такое ощущение, что сравнивают их только те, кому сказать нечего. Общего у персонажей, что по прорисовке, что по игре, только слово «политик». Да и играет актер совершенно по-другому. У Эйдана что ни роль, то абсолютно новый человек. Собственно за роль Каркетти Гиллен и получил премию за лучшую роль, что дало хороший толчок карьере и, наверное, связи в НВО, ведь не зря же его потом в ИП пригласили сами. Гиллен вообще сумел сняться уже в трех культовых вещах: «Прослушке», «Игре Престолов» и «Любви/Ненависти», правда, последний культовый пока только для Ирландии, но имеет неплохие перспективы и в международных продажах, а популярность его растет. Бывает же у некоторых)
В этом сериале прекрасно вообще все.


Лично у меня "Прослушка" смотрелась захлебом. Не считая моментов во 2 сезоне, который у меня вообще не очень идет. В остальном можно сидеть и смотреть это часами, что называется, втыкая в экран.) Нужно только делать перерывы. А вот оторваться очень сложно. Несмотря на то, что ничего экшнового тут почти не происходит, и действия как такового тут вообще мало, сериал этот очень захватывающий. Атмосферный, поданный с местным колоритом. Я пыталась смотреть без перевода, но потом бросила это дело. "Прослушка" настолько напичкана сленгом, что понять сложно, а если и да, то у меня возник вопрос, а вот зачем мне вообще это нужно. Не дай бог говорить на таком языке. И, конечно, знаменитая шестиминутная сцена, которая целиком состоит из слова «fuck» и его производных — зрелище гипнотическое.)
И это еще урезанная в целях цензуры версия) Зализанный перевод смотреть не советую - вы просто потеряете половину сериала. Приведу простой пример фраз. То, что звучит в оригинале как «Джимми, с*ка, Макналти! Еб*т нас забавы ради, засранец», в переводе унылое «Проклятый Джимми. Да он издевается!». После этого аж хочется навести порчу на Амедиа. Если вы собираетесь смотреть такой сериал, как «Прослушка», то уж смотрите, как он есть, а если хотите без того, что является неотъемлемой частью — не смотрите вообще. Но посмотреть это я очень советую всем и каждому.

@темы: Сериалы, Новости, Daniel Gillies/Дэниел Гиллис